Совместное творчество

С 7-8 месяцев начала предлагать ребенку кисти и краски. Дочка с удовольствием экспериментировала с новой субстанцией, окунала пальчики в краску и ломанными движениями оставляла следы на листе ватмана. Нам не было и двух, когда рисунки стали выливаться  в осмысленные образы . Сегодня наш день в буквальном смысле наполнен яркими красками и эмоциями:

«Утро.

— «Мааам» — доносится любимый голос. — «Окошко рисуй. Класки, класки». Несу палитру, кисти и краски. Сажусь, наблюдаю. Иногда просит присоединиться, но в этот раз творит сама. Макая кисть в краску, плавно наносит мазки на стекло. Завораживает. Присоединяется бабушка, шепотом: «Надо же как рисует!». Вспоминаю двоюродного дядю, художника. Чувство сродни тому, 20 лет назад, когда 8-летней девчонкой наблюдала за его работой. Зову Миланку, нужно стул поправить. Оборачивается, рычит, смущается…

…Сижу за швейной машинкой. Забирается на коленки, хочет поучаствовать. Не мешаю. Прошу только ручки держать подальше от иголки. Создает свои первые зигзаги. Довольная)…

…Конструируем. Делим кубики. Часть ей, часть себе забираю. У нее свое виденье, у меня свое, уже глубоко стандартизированное. Не закончив свое строительство, подбегает ко мне, поправляет: «Мам, ни так»…

… Предлагаю лепить. Охотно соглашается и бежит за фигурками животных. Создаем яркие подиумные наряды, затем устраиваем дефиле. Мне доверяет носорога, себе зебру. «Топай, мам. Топай»…

… Решаем поклеить аппликации. Сегодня это слон. Спешно нарезаю детали. Даю лист белой бумаги и клей. Пылко принимается за работу. Как дело доходит до хобота, останавливаю. Вспоминаю книгу Озеровой, ругаю себя и позволяю клеить так, как видит сама. Смотрю на законченную работу, не сдерживаюсь от похвалы: «А слон действительно получился необыкновенный». Выхватывает листок, бежит к папе…

… Близится вечер. Время к отходу ко сну. «Песок, мам» — протягивает фонарик. За считанные секунды сооружаем световой куб, гасим свет, сверху насыпаем манку и рисуем. Всей семьей. Медитативно. Затягивает, даже папу…

… Пишу этот пост на бумаге. Приносит стул, садится рядом. Делюсь бумагой и ручкой. Теперь рассказ существенно оживляется, ведь там появляется монстрик, отдаленно напоминающий «зубастого крокодила» от Деби Глиори. Ну что ж, предлагаю почитать «Что бы ни случилось» и спать. Целует: «Люблю, мам» и засыпает мой творческий человечек».

Лишь один день из жизни. Простой и волшебный. О творчестве совместном.

К чему это я?

В последнее время в сети и на детских площадках часто слышу немой вопрос:  «Ребенок не рисует и не лепит. Может творчество не для нас? Может ребенок талантлив в других сферах? Зачем заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет?»

С нескрываемым любопытством включаюсь в беседу. Мелькает информация о немыслимом количестве гаджетов и игрушек, сериалах и болтовне с подругами  на форумах.

«Зачем заставлять?» — спрашиваю я. «Ну как, польза…» И далее по пунктам мне раскладывают все по полочкам.

Почему ребенок не рисует и не лепит?

Для начала необходимо осознать, что детей, которые не хотят заниматься творчеством, не умеют, нет. Отсутствие желания лепить, рисовать, конструировать — следствие негативных факторов, которые сказались на ребенке.

Давайте разберемся, какие причины отсутствия желания творить могут быть?

жесткая критика творений ребенка. Со стороны родителей, бабушек, дедушек, педагогов и т.д.;

апатия родителей по отношению к творчеству ребенка;

отсутствие в доступности материалов для творчества и оборудованного рабочего места;

дефицит примеров проявления творчества в лице родителей;

замена творческой деятельности современными гаджетами, телевизорами, компьютерами, игрушками со световыми и звуковыми эффектами.

Причину отыскали? Однако источник нежелания установить мало. Хотите привить любовь к творчеству, придется работать. Работать над собой, прежде всего. Прощаться со старыми привычками. Выстраивать новый режим. А это — ох как нелегко для молодых родителей со своими железобетонными принципами.

Будьте сами и человеком и младенцем, чтобы учить ребенка.

Владимир Одоевский

Нужно ли творчество моему ребенку?

Решать Вам.

Просто примите как данность:

Во-первых, творчество напрямую связано с моторикой:

  • Развитая моторика → развитая речь.

Во-вторых, дошкольники мыслят образами, в отличие от взрослых:

  • Больше образов → лучше умственное развитие.
  • Развитое образное мышление → развитое воображение.
  • Развитое воображение и фантазия → нестандартный ход мысли и нешаблонное мышление.
  • Нешаблонное мышление → успешное продвижение по жизни.

В-третьих, творчество — способ, с помощью которого дети могут выразить свои эмоции, переживания, утвердиться в собственной значимости.

Разумеется, творчество — не таблетка от всех проблем. Но одна из основ гармоничного воспитания. Гармония тела, гармония духа закладываются и с творчеством, в том числе. Мы так устроены, что тянемся к прекрасному и в наших силах показать это прекрасное своим детям.

Совместное творчество. Постулаты творческого развития

Потребность в любви, общении, нужности — базовая потребность человека.

У детей обостренная потребность в любви, быть нужным и чувствовать себя таковым каждый день, каждый час, каждую секунду. Поэтому роль совместной деятельности, не важно, в игре или творчестве, безусловна важна. Но тоже в определенных границах.

Почему отдаю предпочтение именно творчеству, написала в предыдущем вопросе. Однако подходить к СОВМЕСТНОМУ творчеству необходимо аккуратно. Роль родителя в данном случае скорее пассивная, чем активная. И для себя я выделила ряд постулатов, от которых стараюсь не отходить ни на шаг:

1. Не вмешиваться в процесс создания творения ребенком. Если садимся лепить, то кусочек пластилина даю себе, другой — ребенку. Каждый лепит свою фигурку. Я ни в коем случае ни исправляю и не поправляю полученный результат (как бы руки не чесались!). То же самое обстоит и с рисунком, аппликациями, конструированием.

2. Позволять пробовать разные материалы, поверхности. Хулиганить позволяю на окне, полу (разумеется, застеленном листами ватмана), руках, ногах, да даже бывают минуты совместного хулиганства, когда приходит период отмываться каждому члену семьи по очереди. Полезное упражнение, в том числе, и для взрослых, которое позволяет раскрепоститься и почувствовать себя по настоящему свободным.

3. Не комментировать результат творчества, не искать знакомые для себя образы. Придет время и ребенок сам пояснит, что видит в своем творении. У нас этот период начался в 1,7-1,8, когда дочка предприняла первые попытки рассказать о нарисованных ею образах.

4. Не торопить время. Не настаивать на «правильном» захвате карандаша, не учить «технике» рисунка, в частности, раньше времени отрабатывать на бумаге простые фигуры (круг, овал, зигзаги и т.д.) Настанет время и ребенок сам придет к этому.

Как видите, чтобы творить в тандеме нет необходимости тратить ночи и дни на заготовку материалов. Полчаса свободного времени — малыш отблагодарит сторицей. Нет времени на заготовку элементарных шаблонов, детские магазины в помощь:

здесь и готовые вырезки для аппликаций за копейки (20 рублей!), и  книжечки с брошюрками для детей любого возраста, стоимостью не более 100 рублей.

Просто, попробуйте. Вы откроете для себя не только 2-х летнего ребенка с другой стороны, но и себя. Так, как это делаю я каждый день.

P.S. Спасибо, что с нами. Делитесь своим мнением на тему совместного творчества, подписывайтесь на новые материалы.

С Вами была Анастасия Романова,

проект babydaytime

Отличного дня!