Совместное творчество. Творцу быть!

10637 Просмотров 22 комментария

Совместное творчество

С 7-8 месяцев начала предлагать ребенку кисти и краски. Дочка с удовольствием экспериментировала с новой субстанцией, окунала пальчики в краску и ломанными движениями оставляла следы на листе ватмана. Нам не было и двух, когда рисунки стали выливаться  в осмысленные образы . Сегодня наш день в буквальном смысле наполнен яркими красками и эмоциями:

«Утро.

— «Мааам» — доносится любимый голос. — «Окошко рисуй. Класки, класки». Несу палитру, кисти и краски. Сажусь, наблюдаю. Иногда просит присоединиться, но в этот раз творит сама. Макая кисть в краску, плавно наносит мазки на стекло. Завораживает. Присоединяется бабушка, шепотом: «Надо же как рисует!». Вспоминаю двоюродного дядю, художника. Чувство сродни тому, 20 лет назад, когда 8-летней девчонкой наблюдала за его работой. Зову Миланку, нужно стул поправить. Оборачивается, рычит, смущается…

…Сижу за швейной машинкой. Забирается на коленки, хочет поучаствовать. Не мешаю. Прошу только ручки держать подальше от иголки. Создает свои первые зигзаги. Довольная)…

…Конструируем. Делим кубики. Часть ей, часть себе забираю. У нее свое виденье, у меня свое, уже глубоко стандартизированное. Не закончив свое строительство, подбегает ко мне, поправляет: «Мам, ни так»…

… Предлагаю лепить. Охотно соглашается и бежит за фигурками животных. Создаем яркие подиумные наряды, затем устраиваем дефиле. Мне доверяет носорога, себе зебру. «Топай, мам. Топай»…

… Решаем поклеить аппликации. Сегодня это слон. Спешно нарезаю детали. Даю лист белой бумаги и клей. Пылко принимается за работу. Как дело доходит до хобота, останавливаю. Вспоминаю книгу Озеровой, ругаю себя и позволяю клеить так, как видит сама. Смотрю на законченную работу, не сдерживаюсь от похвалы: «А слон действительно получился необыкновенный». Выхватывает листок, бежит к папе…

… Близится вечер. Время к отходу ко сну. «Песок, мам» — протягивает фонарик. За считанные секунды сооружаем световой куб, гасим свет, сверху насыпаем манку и рисуем. Всей семьей. Медитативно. Затягивает, даже папу…

… Пишу этот пост на бумаге. Приносит стул, садится рядом. Делюсь бумагой и ручкой. Теперь рассказ существенно оживляется, ведь там появляется монстрик, отдаленно напоминающий «зубастого крокодила» от Деби Глиори. Ну что ж, предлагаю почитать «Что бы ни случилось» и спать. Целует: «Люблю, мам» и засыпает мой творческий человечек».

Лишь один день из жизни. Простой и волшебный. О творчестве совместном.

К чему это я?

В последнее время в сети и на детских площадках часто слышу немой вопрос:  «Ребенок не рисует и не лепит. Может творчество не для нас? Может ребенок талантлив в других сферах? Зачем заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет?»

С нескрываемым любопытством включаюсь в беседу. Мелькает информация о немыслимом количестве гаджетов и игрушек, сериалах и болтовне с подругами  на форумах.

«Зачем заставлять?» — спрашиваю я. «Ну как, польза…» И далее по пунктам мне раскладывают все по полочкам.

Почему ребенок не рисует и не лепит?

Для начала необходимо осознать, что детей, которые не хотят заниматься творчеством, не умеют, нет. Отсутствие желания лепить, рисовать, конструировать — следствие негативных факторов, которые сказались на ребенке.

Давайте разберемся, какие причины отсутствия желания творить могут быть?

жесткая критика творений ребенка. Со стороны родителей, бабушек, дедушек, педагогов и т.д.;

апатия родителей по отношению к творчеству ребенка;

отсутствие в доступности материалов для творчества и оборудованного рабочего места;

дефицит примеров проявления творчества в лице родителей;

замена творческой деятельности современными гаджетами, телевизорами, компьютерами, игрушками со световыми и звуковыми эффектами.

Причину отыскали? Однако источник нежелания установить мало. Хотите привить любовь к творчеству, придется работать. Работать над собой, прежде всего. Прощаться со старыми привычками. Выстраивать новый режим. А это — ох как нелегко для молодых родителей со своими железобетонными принципами.

Будьте сами и человеком и младенцем, чтобы учить ребенка.

Владимир Одоевский

Нужно ли творчество моему ребенку?

Решать Вам.

Просто примите как данность:

Во-первых, творчество напрямую связано с моторикой:

  • Развитая моторика → развитая речь.

Во-вторых, дошкольники мыслят образами, в отличие от взрослых:

  • Больше образов → лучше умственное развитие.
  • Развитое образное мышление → развитое воображение.
  • Развитое воображение и фантазия → нестандартный ход мысли и нешаблонное мышление.
  • Нешаблонное мышление → успешное продвижение по жизни.

В-третьих, творчество — способ, с помощью которого дети могут выразить свои эмоции, переживания, утвердиться в собственной значимости.

Разумеется, творчество — не таблетка от всех проблем. Но одна из основ гармоничного воспитания. Гармония тела, гармония духа закладываются и с творчеством, в том числе. Мы так устроены, что тянемся к прекрасному и в наших силах показать это прекрасное своим детям.

Совместное творчество. Постулаты творческого развития

Потребность в любви, общении, нужности — базовая потребность человека.

У детей обостренная потребность в любви, быть нужным и чувствовать себя таковым каждый день, каждый час, каждую секунду. Поэтому роль совместной деятельности, не важно, в игре или творчестве, безусловна важна. Но тоже в определенных границах.

Почему отдаю предпочтение именно творчеству, написала в предыдущем вопросе. Однако подходить к СОВМЕСТНОМУ творчеству необходимо аккуратно. Роль родителя в данном случае скорее пассивная, чем активная. И для себя я выделила ряд постулатов, от которых стараюсь не отходить ни на шаг:

1. Не вмешиваться в процесс создания творения ребенком. Если садимся лепить, то кусочек пластилина даю себе, другой — ребенку. Каждый лепит свою фигурку. Я ни в коем случае ни исправляю и не поправляю полученный результат (как бы руки не чесались!). То же самое обстоит и с рисунком, аппликациями, конструированием.

2. Позволять пробовать разные материалы, поверхности. Хулиганить позволяю на окне, полу (разумеется, застеленном листами ватмана), руках, ногах, да даже бывают минуты совместного хулиганства, когда приходит период отмываться каждому члену семьи по очереди. Полезное упражнение, в том числе, и для взрослых, которое позволяет раскрепоститься и почувствовать себя по настоящему свободным.

3. Не комментировать результат творчества, не искать знакомые для себя образы. Придет время и ребенок сам пояснит, что видит в своем творении. У нас этот период начался в 1,7-1,8, когда дочка предприняла первые попытки рассказать о нарисованных ею образах.

4. Не торопить время. Не настаивать на «правильном» захвате карандаша, не учить «технике» рисунка, в частности, раньше времени отрабатывать на бумаге простые фигуры (круг, овал, зигзаги и т.д.) Настанет время и ребенок сам придет к этому.

Как видите, чтобы творить в тандеме нет необходимости тратить ночи и дни на заготовку материалов. Полчаса свободного времени — малыш отблагодарит сторицей. Нет времени на заготовку элементарных шаблонов, детские магазины в помощь:

здесь и готовые вырезки для аппликаций за копейки (20 рублей!), и  книжечки с брошюрками для детей любого возраста, стоимостью не более 100 рублей.

Просто, попробуйте. Вы откроете для себя не только 2-х летнего ребенка с другой стороны, но и себя. Так, как это делаю я каждый день.

P.S. Спасибо, что с нами. Делитесь своим мнением на тему совместного творчества, подписывайтесь на новые материалы.

С Вами была Анастасия Романова,

проект babydaytime

Отличного дня!

 

 

Комментарии к записи "Совместное творчество. Творцу быть!"

  • Дмитрий 26.02.2016, 19:00 Ответить

    Очень важно привить у ребёнка любовь к такому творчеству пораньше. Когда ребёнок пойдёт в школу, Вы это оцените!

  • Viktoria (Дети-миллионеры) 27.02.2016, 02:46 Ответить

    Настя, мне было от души приятно прочитать о вашем с дочкой дне. Он такой душевный и совместный, вы как будто занимаетесь каждая своим делом, но всегда есть возможность объединиться 🙂 .
    По поводу творчества добавлю только, что все же есть дети которым чужда творческая натура. И многие родители могут это подтвердить, другое дело, что они отказываются принять такое положение вещей.

    • Анастасия 27.02.2016, 07:41

      Спасибо, Вик. Приятно услышать твое мнение на этот счет. Думаю, что в какой-то степени каждый ребенок готов к творчеству. Нужно заинтересовать и найти подход.

  • Нина 27.02.2016, 22:13 Ответить

    Я всегда стараюсь привлечь деток к творчеству какому — либо. Они присоединиются ко мне сами не замечая этого. Вот вчера я расстелила на пол кусочек старых обоев и поставила рядом краски, стала пальцами рисовать и уже через пару минут рядом со мной были и сын (12 лет) и дочь (1 годик). Было очень весело и забавно. Родителям не надо лениться и тогда деткам будет и веселее и лучше.

    • Анастасия 28.02.2016, 00:23

      Нина, спасибо. Поддерживаю) Тоже за ненавязчивое творчество)

  • Анжелика 28.02.2016, 15:28 Ответить

    Каждый ребенок талантлив и надо помочь маленькому человечку раскрыть свои таланты и создать для этого все условия. Творчество поможет в развитии гармоничной личности человека, разовьет его лучшие качества. Анастасия, вы замечательная мама, мне очень понравился Вам творческий день с дочуркой.

    • Анастасия 28.02.2016, 16:57

      Спасибо, Анжелика, за теплые слова. Приятно)))

  • Алёна Кравченко 28.02.2016, 20:08 Ответить

    Анастасия, благодарю, за мудрые советы, как всегда все в тему. Я думаю, что творчество очень важно, что бы там не говорили. Нужно наблюдать за ребенком и смотреть что ему ближе.
    У нас вот знакомые, совсем не смотрят, дочь любит рисовать… , а они мечтают чтоб она стала врачом. Важно поддерживать ребенка, это помогает развивать и дальше его творческие способности.

  • Ирина.С 29.02.2016, 18:15 Ответить

    Интересный блог! Порекомендую его своей снохе)

    • Анастасия 01.03.2016, 19:21

      Спасибо, Ирина. Очень приятно.

  • Николай 29.02.2016, 21:53 Ответить

    Совершенно правильная мысль промелькнула — надо показывать детям на своём примере что получается если творить собственными руками. А он пусть смотрит. Обязательно наступит момент когда он захочет повторить за вами…

    • Анастасия 01.03.2016, 19:21

      Николай, спасибо. Приятно, что тема нашла положительный отклик

  • Ирина Широкова 01.03.2016, 00:55 Ответить

    Я знаю, что далеко не каждый родитель хочет вообще чем-то заниматься со своим ребёнком. Ему проще отвести своё чадо в сад или в кружок, поэтому совместного творчества в расслабленном режиме не получается. Это накладывает определённые ограничения на ребёнка. Дома он может делать всё что захочет, а в другом месте нет. Но для этого родителям надо заставить себя просто увлечь своего малыша.

    • Анастасия 01.03.2016, 19:20

      Ирина, спасибо за комментарий. Нужно, наверное, не заставлять себя, а именно увлечь себя, а это не так уж сложно, как мне кажется.

  • Дана 01.03.2016, 06:47 Ответить

    Очень свежий подход, почитала и очень порадовалась за вас, за малышку, и вообще за мир. А то зашкаливание в сети развивашек и «детского творчества,» в котором явно прослеживается тяжеловесная мамина рука, расстривает и утомляет. Это очень здорово, что вы все делаете вместе, и постулаты ваши мне очень понравились, близки мне очень. Поддерживаю обеими руками! Удачи вам с доченькой!

    • Анастасия 01.03.2016, 11:16

      Спасибо, Дана. Мне тоже очень близок ваш с детьми мир)

  • Наташа 03.03.2016, 22:22 Ответить

    я тоже за развитие творчества с самого детства. у тебя ребенок с 8 мес уже красками рисовал, а моя дочка все разбросала и облизала краски… у нее свое понятие творчества. зато мы реабилитировались и сходили вместе в исторический музей. Саше нет еще года, но она с таким вниманием все смотрела. так что спасибо за вдохновение!

    • Анастасия 04.03.2016, 06:30

      Наташ, ну как рисовала? Шедевры не выдавала) Просто ей удовольствие доставляло мазки наносить на ватман) Я стелила на пол 2-3 листа ватмана, а она творила.. Здорово, что у вас с музеем так все хорошо прошло. Детки разные.

  • Ольга Суворова 13.04.2016, 22:53 Ответить

    Действительно проблема многих родителей — доступность и разнообразие всяких гаджетов. Они упрощают жизнь родителям, зато обедняют жизнь их детям…В памяти у выросшего ребенка скорее всего останется совместно с родителями вылепленная из пластилина аппликация, а не достижение нового уровня в компьютерной игре…

    • Анастасия 14.04.2016, 12:46

      Ольга, согласна с Вами. Только совместное творчество помимо прочего приучает ребенка мыслить творчески, медитировать, самостоятельности. Не смотря на то, что оно еще и совместное.

  • Анна 21.04.2016, 17:54 Ответить

    Вы правы, начиная давать ребенку уже в таком возрасте кисти и краску. Уже есть пластилин для лепки с ребенком от 2-х лет. Так что и лепить нужно начинать уже в 2 года.

    • Анастасия 21.04.2016, 18:44

      Спасибо. А мы и лепим уже с года) Есть статья про это.

Оставить комментарий