Top.Mail.Ru

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

детские руки пальчики пальчикова гимнастика
Пальчиковая детская гимнастика – популярное развивающее упражнение для малышей. Она способствует улучшению мелкой моторики пальцев и укреплению суставов кистей рук. Также гимнастика способствует развитию речи.

Пальчиковая гимнастика – популярное развивающее упражнение для маленьких детей. Она способствует улучшению мелкой моторики пальцев и укреплению суставов кистей рук. Одна из популярных форм такой гимнастики сочетает ее со стихами. На первый взгляд может показаться, что они нужны исключительно для поддержания ритма выполнения упражнения. Однако в действительности стишки имеют куда более важное значение. Поговорим об этом более подробно.

Подробнее о пальчиковой гимнастике

Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс простых упражнений, главная цель которых – развитие мелкой моторики у маленьких детей. Ее отличительная особенность – сочетание двигательной активности и проговаривания занимательных стишков, которые интересны малышам.

Обычно гимнастику проводят с:

  • малышами до года;
  • в младшей, средней и старшей группах детского сада;
  • в подготовительной группе;
  • в начальных классах (1, 2 и 3).

пальчиковая гимнастика в школе

Значение гимнастики

Детская пальчиковая гимнастика выполняет две основные задачи:

  • тренировка речевых центров мозга;
  • укрепление суставов кистей рук;
  • играют важную психологическую роль, обучая детей коллективному взаимодействию;
  • помогает эмоционально разрядиться;
  • помогает размяться.

Тренировка речевых центров мозга

детские руки пальчики первое слово

Суть пальчиковой гимнастики не только в развитии мелкой моторики и укреплении суставов у детей (хотя это тоже очень важно). Она способствует развитию речевых центров в мозге человека. Дело в том, что выполнение пальцами размеренных, ритмических движений приводит к их активации.

Современная наука считает, что за речевые функции отвечают два участка человеческого мозга, расположенных на его коре.

  • Центр Брока. Участок коры, который находится в районе лобных извилин. Назван по имени французского ученого, который его открыл в середине XIX века. Отвечает за устную речь, способность построения фонетических и синтаксических конструкций. Также помогает определить положение частей человеческого тела в пространстве относительно друг друга. Именно поэтому в центре Брока происходит возбуждение, когда дети совершают синхронные ритмичные движения пальцами. Оно способствует в том числе и развитию их речевых способностей. Тренировка центра Брока не только развивает речь, но и улучшает память, благотворно влияет на способность ребенка к решению математических задач.
  • Область Вернике. Еще один участок коры головного мозга, который также был открыт в середине XIX века. Он отвечает за способность к построению лексических конструкций, а также за понимание устной и письменной речи. Область Вернике тесно связана с височными долями мозга и постоянно обменивается с ними нервными импульсами. Они, в свою очередь, реагируют на звуковые раздражители, в число которых входит проговаривание стихов. В результате височные доли активизируются и посылают нервный сигнал в область Вернике, также активизируя ее. Благодаря этому механизму пальчиковая гимнастика помогает детям тренировать этот участок головного мозга и также развивать свои речевые способности.

Укрепление суставов кистей рук

сильный ребенок

Организм ребенка постоянно растет. Чтобы его системы и ткани формировались правильно, они должны:

  • получать необходимые питательные вещества в достаточном количестве;
  • испытывать определенные нагрузки.

Особенно важны нагрузки для опорно-двигательного аппарата, то есть для мышц, костей и суставов. Если их не будет, то во взрослой жизни возможно появление различных заболеваний, самым распространенным среди которых является артроз. Он может возникнуть даже у людей в возрасте до 30 лет.

Если ребенок занимается игрой на музыкальных инструментах, велик риск развития так называемого туннельного синдрома. Он появляется из-за того, что при музицировании мышцы и суставы пальцев рук испытывают несвойственные для них нагрузки.

Предотвратить подобные неблагоприятные последствия помогает как раз гимнастика для пальцев.

Психологический аспект

дети общаются

Перед тем, как вступить во взрослую жизнь, ребенок должен научиться эффективно взаимодействовать с другими членами социума. Основа такого взаимодействия – способность к решению коллективных задач. Подобный навык вырабатывается в раннем возрасте. Чтобы стимулировать его формирование, используют в том числе и пальчиковую гимнастику. Ведь входящие в ее состав упражнения фактически моделируют ситуацию из взрослой жизни, поскольку их выполнение подразумевает взаимодействие занимающейся группы, которое имеет похожую структуру и включает в себя:

  • постановку цели и задачи;
  • ее правильное решение всеми членами коллектива.
Читайте также:  Как правильно объяснить ребенку, что мама и папа – больше не семья

Кроме того, в ходе занятия дети общаются между собой и советуются с педагогом. Это тоже очень важно, поскольку тоже развивает у них навыки социального взаимодействия.

Эмоциональная разрядка

И в детском саду, и в младших классах школы ребенок зачастую испытывает довольно сильную эмоциональную нагрузку. Она связана с несколькими факторами. Одни из главных – это попадание в новое место и в новый коллектив, резкая смена обстановки на совершенно непривычную для малыша. Все это с легкостью способно вызвать стресс и другие проблемы подобного рода.

Один из лучших способов эмоционально разрядить ребенка и помочь снять ему психологическое напряжение – это различные физические упражнения. Среди них и пальчиковая гимнастика. Она хороша тем, что требует размеренного и ритмичного повторения одних и тех же движений. Это способствует общему успокоению, снятию стресса, нормализации психологического состояния.

Разминка

разминка в школе

В подготовительной группе и в начальных классах школы дети начинают изучать цифры и буквы, записывать их. Это создает серьезную нагрузку на их кисти и вызывает переутомление. Чтобы его избежать, необходима разминка. В качестве такой зарядки отлично подходят упражнения и игры, которые входят в состав пальчиковой гимнастики.

Какие стихи можно использовать для упражнений

Для упражнений можно использовать абсолютно любые стихотворения. Главное, чтобы они были:

  • ритмичными;
  • интересными ребенку.

Первое требование необходимо для того, чтобы при декламации стихов в такт с ними можно было выполнять движения, которые входят в состав упражнения. Второе требование нужно, чтобы поддержать интерес ребенка и чтобы ему не стало скучно во время сеанса гимнастики.

Чаще всего в качестве стихов для гимнастики используют народные детские песенки и присказки. Например, Сорока белобока, Гуси-гуси га-га-га, Стоит коза рогатая, Летела сова, Мы капусту рубим, режем и многие другие.

Однако нередко используют и более современные стихотворения (например, считалочку Мы делили апельсин, В понедельник я стирала).

Сочетание стихов и движений

В пальчиковой гимнастике действует простое правило – под любое стихотворение можно подстроить любое движение. Главное, чтобы это позволяла сделать ритмика текста. Но это ограничение на практике легко устраняется изменением ритма стихотворения во время его декламации. Поэтому главное, что нужно учитывать при выборе стихотворения – нравится оно ребенку или нет.

Упражнения

детские руки

Упражнения для малышей разных возрастов отличаются по сложности. Это обусловлено их способностями. Вполне очевидно, что годовалый ребенок не сможет проделать то же самое, что семилетний. Выделяют упражнения:

  • для самых маленьких (до 1 года);
  • для дошкольников;
  • для начальных классов общеобразовательной школы.

Существуют специальные картотеки пальчиковой гимнастики, которые содержат огромное количество самых разных упражнений для детей всех возрастов. Рассмотрим некоторые из них.

Для детей до года

Особенность гимнастики на этом периоде жизни малыша заключается в том, что самостоятельно сделать он ее не в состоянии. Поэтому ребенку придется помогать одному из родителей. Сложные движения самым маленьким не требуются – они могут причинить им дискомфорт или даже доставить болевые ощущения. Достаточно аккуратно ритмично сжимать мальчики ребенка в кулачок так, чтобы сгибались все их суставы. При этому нужно что-нибудь приговаривать. Это не обязательно должно быть стихотворение. Можно просто говорить ребенку ласковые слова. Главное, чтобы все движения упражнения совершались в такт с речью взрослого.

массаж рук младенцу

Для дошкольников

Упражнения для дошкольников выполняют с детьми из младшей и старшей групп детского сада. В младшую группу детского сада входят малыши 3-4 лет, а в старшую – 5-6 лет. Одно из самых популярных упражнений – дом. Оно выполняется под следующий стих:

Читайте также:  Топ-5 советов только что родившей подруге

Я хочу построить дом,

Чтобы окна были в нем,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтобы ель росла.

Чтоб забор высокий был,

Чтобы пес все сторожил.

Солнце было, дождь чтоб шёл,

И тюльпан большой расцвёл!

Каждой строчке соответствует свое движение:

  1. складывают замок из пальцев и поднимают в виде крыши над головой;
  2. замок расцепляют и соединяют пальцы в круг;
  3. ладони складывают вертикально;
  4. правую руку поднимают и распрямляют пальцы;
  5. то же проделывают с левой;
  6. руки снова соединяют в замок и делают ими круг перед собой;
  7. руки поднимают вверх с растопыренными пальцами, затем пальцы опускают;
  8. ладони соединяют вместе, а затем медленно раскрывают, имитируя раскрытие бутона цветка.

При проведении занятий с малышами можно использовать различные игрушки. Лучший вариант – упругий резиновый шарик. Когда ребенок его сжимает, развивается сила пальцев, что тоже чрезвычайно важно.

Сеансы гимнастики для детей лучше всего проводить в форме игр. Это поможет увлечь ребятишек и сконцентрировать их внимание на выполнении упражнений.

ребенок веселый

Для детей младших классов

Отличительная особенность упражнений, предназначенных для детей возраста 6-7 лет, которые ходят в подготовительную группу детского сада или начальные классы средней школы заключается в том, что они не только развивают речь и моторику, но и учат чему-либо. Например, стишок про налима помогает запомнить цифры:

Скользкий жил в реке налим,

Два ерша водились с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Упражнение требует выполнения следующих действий:

  1. свести заранее разведенные в стороны руки;
  2. взмахнуть ладонями;
  3. сжать кулаки;
  4. поочередно разгибать пальцы, начиная с больших.

пальчиковая гимнастика

Обратите внимания, что упражнение несколько проще гимнастики для дошколят и акцент в нем сделан именно на пальцы. Это обусловлено тем, что в подготовительной группе и начальных классах школы дети довольно много пишут и у них устают руки, из-за чего малышам периодически требуется разминка. Подобное упражнение позволяет ее провести.

Еще одно упражнение, которое помогает снять напряжение с пальцев и быстрее научиться счету, называется посчитаем. Во время него декламируют следующий текст:

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

— Это раз!

Загибаем?

— Это два!

И так далее до 10.

Во время выполнения упражнения ребенку нужно:

  1. согнуть руки в области локтей;
  2. растопырить пальцы и потрясти ими;
  3. загибать пальцы по одному по ходу прочтения стишка.

Следует отметить, что строгих правил выполнения движений нет. Если родители считают, что можно включить в упражнение дополнительный элемент, они могут это сделать. Главное, чтобы он не доставлял ребенку дискомфорта или болевых ощущений, был легко выполним.

Подведем итоги

маленькая девочка сердце из пальцев

Пальчиковая гимнастика – это упражнения для детей, которые выполняют руками и пальцами под декламацию стихов. Они направлены не только на формирование мелкой моторики, но и на стимуляцию развития речи. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений задействуются те же самые центры мозга, которые отвечают за усвоение словесной информации и формирование лексических конструкций. Стихи для занятий подойдут любые – главное, чтобы с их помощью можно было поддерживать нужный ритм движений. Для самых маленьких (до 1 года) сложных упражнений не нужно – достаточно сгибать и разгибать пальчики. Для детей постарше занятия усложняют, а все необходимые действия они выполняют сами. Упражнения для учеников младших классов направлены прежде всего на разминку рук, уставших после письма. Также они нередко помогают им быстрее выучить цифры и буквы.

Оцените статью
BabyDayTime.ru
Добавить комментарий

  1. Елена Калинина

    Очень подробно описана отличная тренировка для детей, даже самых маленьких. Эти тренировки будут хорошим подспорьем в воспитании и развитии ребенка. Автору спасибо за годную информацию.

    Ответить