Мы программируем жизнь наших детей

9296 Просмотров 8 комментариев

А Вы задумывались, что большинство людей живет по определенному сценарию, заданному собственными родителями, бабушками, дедушками, прабабушками и т.д.? Жить по сценарию? Звучит, немного жутко, да?! То есть мы уже не являемся хозяином своей жизни?!

Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» считает, что ребенок воспринимает родительское программирование по трем причинам:

«Во-первых, оно  дает  жизни  цель, которую в противном случае пришлось  бы  отыскивать самому.  Все,  что делает ребенок, чаще всего он делает для  других  людей, обычно  для  родителей.

Во-вторых, Родительское программирование  дает  ему приемлемый  способ структурировать свое время (то есть приемлемый  для  его родителей).

В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать  и  делать  те или  иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично  учиться на  своих  ошибках. Родители, программируя  жизнь своих детей, передают им свой опыт, все  то,  чему  они научились  (или  думают, что научились). Если они Неудачники,  то  передают свою  программу  неудачников.  Если же они  Победители,  то  соответственно программируют   и  судьбу  своего  ребенка».

А как мы программируем детей? Все просто: сказки, которые читаем на ночь, наставления, разрешения, указания, запреты и т.д. и т.п., которые малыши не в состоянии понять буквально, а переводят на свой «марсианский» лад.

Поделюсь некоторыми выдержками с высказываниями родителей:

  • «Ты происходишь от главного раввина, а  все  раввины  были бедными». Это может быть равноценно  указанию:  «Будь таким,  как твой знаменитый предок, или не ищи богатства, как не искал  его твой  предок».
  • Мать  нашла y сына в комнате бутылку из-под виски, когда он  учился еще в начальной школе. Она сказала: «Не рановато ли тебе пить виски?» Мальчик же интерпретировал ее слова как: «Пить виски — мужское дело,  а  ты  еще мальчик», т.е., «когда настанет пора показать  себя мужчиной, тогда можно будет пить виски».
  • Пример со сверхозабоченностью родителей. Мне кажется, чуть ли не в каждой семье родители считают нужным надавать тонну советов, чтобы затем победоносным тоном сообщить «Я же говорила тебе». «Умелая  официантка с подносами, нагруженными  в  несколько  этажей, ловко  лавирует  между  столиками в переполненном,  гудящем  ресторане.  Ее мастерство  восхищает  администрацию и  посетителей.  Однажды  в  ресторане появляются ее родители и в свою очередь не могут не восхититься. Когда  она пробегает  мимо  их  стола со своим обычным грузом,  мать  с  беспокойством кричит:   «Осторожнее!»  —  и…  Любой  читатель  закончит  эту   историю: …тарелки летят на пол».
  • «Он y нас дурачок, ха-ха»  или  «Она  y  нас  грязнуля, ха-ха».  Затем  приходит  время  более конкретных  подкалываний и поддразниваний: «Он когда стукается,  то  всегда головой,  ха-ха»  или «Она всегда теряет штанишки, ха-ха». Ну и, как правило, это ведет к воспитанию личности с пропащим сценарием (пьяницу, наркомана и т.д.)
  •  «Никто  на  свете не будет любить тебя так, как отец и мать». Согласно его сценарию, кто-то из тех, кому он  в жизни  доверился,  должен  сыграть  с ним  такую  шутку,  после  которой  с последним его вдохом в этом мире y него вырвутся слова: «Я так  и  знал.  В наше  время никому нельзя верить».

Подобным программированием мы воспитываем одну из трех личностей: Победителя (соответственно того, кто добивается своей собственной цели, ему свойственны следующие выражения «В другой раз не промахнусь» или «Теперь  знаю,  как  это делать»), Непобедителя (этакого середнячка, который не относится ни к Победителям, ни к Неудачникам) или Неудачника (это тот, кто живет с программой «не везет», окутан всевозможными болячками, ему свойственны следующие выражения: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…».). Прямые родительские предписания-указания, подкрепленные одобрением или неодобрением, вроде «Ты была милой», «Не будь таким чистолюбивым» могут позволить воспитать Победителя. Лживые и жестокие указания, такие как «Не говори отцу», «Держи рот на замке» воспитывают Непобедителя. Грубые, жестокие предписания верный путь создать неудачника.

До этого речь шла о словах, поступках, действиях родителей, а что насчет сказок? Сказки тоже дают определенную программу. В них входят:

1)  герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

2) злодей,  который может  стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;

3)  тип  человека, воплощающий в себе образец, которому он хочет следовать;

4)  сюжет — модель событии, дающая возможность переключения с одной  фигуры на  другую;

5)  перечень персонажей, мотивирующих переключение;

6)  набор этических   стандартов,  предписывающих,  когда   надо   сердиться,   когда обижаться,  когда  чувствовать себя виноватым,  ощущать  свою  правоту  или торжествовать.  Если  помогут  внешние обстоятельства,  то  жизненный  путь человека  может соответствовать плану жизни, сложившемуся на  этой  основе.

Так, на вид абсолютно безобидная сказка «Красная Шапочка», заставляет Эрика Берна задаваться вопросами: «какая мать  пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки?  Почему она  не  отнесла  еду  сама  или не пошла с  дочерью?  Если  бабушка  столь беспомощна,  почему  мать позволяет ей жить одной в отдаленной  хижине?  Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила  ей останавливаться  и  заговаривать с волками? Из истории  ясно,  что  Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не  может  быть  в действительной жизни столь беспечной, поэтому  создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью,  или она  решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая  такая же  бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы  и  зубы,  все еще думать, что перед ней *ее* бабушка? Почему  она  не бросилась  бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала  набивать волчий  живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с  волком  не  стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он  собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью». Даже  бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть  на эту  историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со  своим  собственным  сценарием, то мы заметим, как  аккуратно их личности сцеплены друг с другом. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая»,  чтобы  в  конце истории разразиться словами:  «Hy  разве  это  не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…». Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет  выше  своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо  кончит  и  сам накличет  на  себя  беду. Он, наверное, читал в юности  Ницше  (если  может говорить  и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз  волка: «Живи с опасностью и умри со славой». Бабушка  живет  одна  и  держит дверь незапертой.  Она,  наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со  своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по  соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной  —  ведь  y  нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений? Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного  соперника с помощью милой маленькой особы.  Перед  нами  явно подростковый сценарий. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже  залезает  к  нему в постель. Она явно играет с  волком.  И  эта  игра заканчивается для нее удачно. В  этой  сказке каждый герой стремится к действию почти  любой  ценой. Если  брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом  — интрига,  в сети которой попался несчастный волк: его заставили  вообразить себя  ловкачом,  способным  одурачить кого угодно,  использовав  девочку  в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в  том,  что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их  бабушек.  Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу  одному.  При  этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь  к  бабушке на целый день? Если  читатель  увидит в этом анализе цинизм, то советуем  представить себе  Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается  в вопросе:  кем  станет Красная Шапочка с такой матерью и с  таким  опытом  в будущем, когда вырастет?»

P.S. книга, о которой шла речь в начале статьи рассчитана больше на психологов и психотерапевтов как руководство для бесед с клиентами и пациентами, поэтому с ее многообразием психологических терминов сложно рекомендовать книгу в качестве литературы для прочтения родителями. Однако, надеюсь, выдержки из книги, пусть и с немного субъективным взглядом, окажутся полезными, и мы станем осторожнее с выбором слов и сказок для наших малышей!

Всем отличного дня!

Комментарии к записи "Мы программируем жизнь наших детей"

  • Юлия (moreidey.ru) 08.06.2015, 11:26 Ответить

    Мне кажется, примеры, который автор приводит в этой книге, не всегда относятся к программированию, это, скорее, интерпретация всего услышанного и увиденного в соответствии с уровнем собственных умственных способностей и жизненным опытом. Это трудно предотвратить,т.к. известно, что люди (не только дети, но и взрослые) понимают из сказанного в подавляющем большинстве случаев совсем не то, что подразумевалось говорившим.
    А вот говорить ребенку: «не беги — упадешь», «не лезь — ударишься» и т.д. и т.п., лучше избегать, т.к. это действительно программирование.

    • Анастасия 08.06.2015, 12:43

      Вполне возможно, что мы и правда слышим не совсем то, что до нас хочет донести другой человек. Но откровенно говоря, я и правда нахожу, что программирование на уровне семьи существует. Это выливается в то, что у нас схожее окружение, схожие, в большинстве своем, дорожки по жизни, схожее отношение к себе. А в остальном, думаю, в книге есть рациональное зерно правды.

  • Виктория Усольцева 10.06.2015, 00:38 Ответить

    Я уверена, что дети очень часто применяют на себя стиль жизни родителей, их манеры, даже их успех в жизни. Можно ли это назвать программированием? Почему бы и нет. Поэтому, с рождением дочери, я стала еще больше следить за своим поведением, за своей речью, манерами, реакцией на ту или иную ситуацию и прочими самыми мелкими мелочами, которые раньше особо пристального с моей стороны внимания не вызывали.
    Мы с супругом оба считаем, что ребенку с детства можно «вложить» в сознание тот или иной тип мышления, ощущения мира вокруг и себя самого в нем. Разумеется, не вбивать ему в голову, ломая личный характер, а аккуратно «направляя», основываясь на своем примере (что, опять же, требует ежедневной работы над собой) и улучшая «шаблон», указывая на свои ошибки, а иногда просто их не замечая, вовремя исправляя.
    Не зря говорят, что мысли материальны. Лично у нас есть не один этому самый что ни на есть реальный пример. Что уж говорить о «направленном» воспитании.

    • Анастасия 10.06.2015, 01:42

      Спасибо за комментарий. Тоже придерживаюсь вашей с супругом позиции. И с рождения дочки также тщательно фильтрую мысли, и прошу родных обращать внимание на свою речь. Удивительно, но рождение дочки поменяло и мою маму, и ее ход мыслей. Меняется и наш образ жизни. Так что начало к становлению иной личности внутри семьи положено)

  • Линара 23.06.2015, 21:31 Ответить

    Да уж и не говорите.., это всё точно.., а про сказки тоже интересно.., иногда волосы дыбом встают от их содержания, если вчитаться и вдуматься..

    • Анастасия 24.06.2015, 07:19

      Да уж, приходиться тщательно фильтровать библиотеку малыша, а раньше об этом и не задумывались.

  • Ольга Суворова 18.07.2015, 10:53 Ответить

    Несколько забавно интерпретированы психологические типы и мораль участников сказки про Красную Шапочку. Вряд ли в детстве дети мыслят подобными категориями, способны так глубоко анализировать и делать подобные выводы, однако соглашусь, что действительно интуитивно в них могу формироваться нежелательные образ мышления и поведения. И на первый взгляд безобидные детские сказочки превращаются в пособие по аморальному поведению и мировоззрению…

  • Алёна Кравченко 07.09.2015, 18:06 Ответить

    У меня есть книга Эрика Берна. Но скажу честно, мне она очень не понятна была, когда я ее читала. Видимо мое сознание было не готово к восприятию информации в книге.
    Но о красной шапочке, да…. дела… В садиках детям читают именно такие сказки…

Оставить комментарий