Как быстро выучить стих. Методика запоминания

12358 Просмотров 10 комментариев

Как быстро выучить стих с ребенком к празднику в детском садике или к школьному концерту? С таким вопросом рано или поздно приходится сталкиваться многим родителям.  Оказывается, существует эффективная методика запоминания, с помощью которой можно легко, увлекательно и непринуждённо запомнить любой текст. Мама, автор замечательных детских стихов и прозы, автор собственного блога Ирина Рослова раскроет секреты данной методики:

«Наверняка вы не раз сталкивались с тем, что ребёнку непросто давалось заучивание стихов, или необходимо было выучить стих чрезмерно длинный, или чересчур трудный для запоминания.

Сейчас мы изложим вам метод, который нас со старшей дочкой Маришкой выручает всегда. И мы настолько уверены, что любой стишок или любую роль выучим без особого труда, что это чувствуют окружающие.

Ещё пару лет назад, когда Марине было всего четыре, ей дали выучить на выступление самый длинный и заковыристый стих про маму. Я сначала удивилась. Думаю: «Надо же! Такому маленькому ребёнку и такой не по возрасту длинный и непростой стих!».

А потом, я спохватилась, вспомнила о нашем секрете, и всё было хорошо! Наша маленькая дочка лучше и увереннее  всех прочла свой стишок на выступлении, несмотря на то, что были в группе выступающих и дети постарше.

Кстати, сейчас поймала себя на том, что тот самый стишок звенит у меня в голове.

«Всё мама моя понимает,
С ней даже беда не беда.
А если бывает, меня поругает,
То это – за дело всегда!» — В этом месте весь зал хохотал… Наверное, поэтому и запомнила. Или это просто метод такой. Эффективный.

Как быстро выучить стих: Методика запоминания

Итак,  о методике ассоциативного запоминания. Что это? Давайте разберёмся.

Ассоциативное запоминание это – когда с целью запомнить что-то для тебя непонятное, ты ассоциируешь это что-то с чем-то для себя понятным и запоминаешь именно это. Понятное.

Понятно?!

Итак. Как это выглядит на практике.

Примерно так:

Решили мы выучить текст. Формат абсолютно не важен, — стихи это, роль, рассказ. Ура! Намерение есть. Переходим к действию!

Действуем мы следующим образом:

  1. Выбираем наши орудия и предметы труда. То есть, например, берём ручку и тетрадку. Или – альбом и цветные карандаши. Или – мел и доску для рисования. Или вообще – асфальт. Что больше по душе. Единственное, на что сразу хочу обратить ваше внимание, — асфальт мы не сможем взять с собой и положить ребёнку на репетицию в кармашек, в качестве шпаргалки.
  2. Определяемся со степенью детализации. Возможно, — придумывать ассоциацию к строке, можно к каждому слову, можно – к четверостишию. Всё зависит от возраста ребёнка, от длины произведения, от желания порисовать и пофантазировать.
  3. Приступаем! Ассоциируем, фиксируем это нашими имеющимися средствами!
  4. Любуемся и воспроизводим текст, глядя на наше творчество.
  5. Воспроизводим текст, не глядя на наше творчество.

Методика запоминания стихов на практике 

Будем разбирать на более-менее красивом примере, который мы нарисовали с дочкой Мариной специально для этой статьи.

Стих-пример выбирала Марина сама. Я только попросила её вспомнить что-нибудь, не совсем уж простое. Она предложила мой стишок про одуванчики . Зарисовали мы, и, соответственно, рассматривать будем только его первое четверостишие. Оно звучит так:

Одуванчики, — жёлтые мальчики,
В лёгких шапочках вышли гулять.
Соком пачкают детские пальчики
Тем, кто с ними решил поиграть.

Да, действительно, на лицо — непростая последовательность слов. Можно и запутаться.

Посему, для данного четверостишия, мы нарисовали совсем уж детальную ассоциативную схему. Вот она.

Как быстро выучить стих

Для каждого слова мы придумали свою ассоциацию и поместили её в отдельный квадратик. Ну и для того, чтобы всё четверостишие поместилось в лист – несколько последних слов мы разместили по два в одном квадрате, присвоив им порядковые номера.

Сразу хочу отметить – слова под каждым квадратом написаны для наглядности! Мы никогда их не пишем, когда учим стихи, и, как мне кажется, они будут отвлекать!

 Итак. Давайте, для того, чтобы наверняка все поняли, разберём пример детально.

Чего это мы там понарисовали…

Одуванчики

Как быстро выучить стих

Всем понятно, надеюсь?

Жёлтые

Как быстро выучить стих

Тут мы с Мариной единогласно пришли к тому, что цвет на картинке — это будет круг, запоминающегося цвета. Итого – жёлтый круг.

Мальчики

Как быстро выучить стих

С мальчиками, вроде бы, тоже вопросов возникнуть не должно.

В

Как быстро вучить стих

Это уже — посложнее. Мы вот — придумали сундук. А В нём что-то лежит. Кому-то надо будет придумать, — что (лежит). Кому-то и так сойдёт. У кого-то это может быть просто – буквой «В». Опять же – зависит от возраста. Мы пользуемся этой методикой ещё с тех времен, когда буквы не знали.

Лёгких

Как быстро выучить стих

Марина сказала – ветер. Я для убедительности пририсовала пёрышко. Кстати – она вообще-то была недовольна. Пёрышко, конечно, симпатичное, но лучше бы рисовать ассоциацию ребёнка, а не свою красивую. Так что-то тут мне – «ай-ай-ай!».

Шапочках

Как быстро выучить стих

С шапочками нет вопросов, да?

Вышли

Как быстро выучить стих

Это — человечек. Он вышел. Мы старались передать именно это. Главное в этом вопросе – что бы пользователь этой схемы совершенно точно понимал. Это – ВЫШЕЛ. А нарисовать можно для этого, что угодно. Хоть крокодила. Мало ли, у кого, с чем ассоциируется слово «вышел».

Гулять

Как быстро выучить стих

У Марины ассоциируется с качелями. Ну и песочницу – для верности.

Соком

Как быстро выучить стих

Ну, с соком, вроде бы тоже – всё ясно. Сок, — это просто.

Пачкают

Как быстро выучить стих

Пачкают что у нас? Ботинки грязью! Подходит

Детские

Как быстро выучить стих

Что бывает детское? Мир. Книжки! Книжки нарисовать быстрее J .

Пальчики

Как быстро выучить стих

Вот такие у нас получились пальчики.

Тем Кто

Как быстро выучить стих

Здесь у нас двойная картинка. Те, которым… Они нарисованы вдалеке и на них показывают.

А вопрос «кто?» задаётся относительно трех подозрительных личностей.

Вот с такими словами надо быть аккуратными и чётко выработать под каждое встречающееся слово приличную ассоциацию. Потому что — в одном стихе могут встретиться: и «Вам», и «Нам», и «Тем», и «Им». Представили? А слова-то – разные!

С Ними

Как быстро выучить стих

Опять двойная картинка. «С» Марина сказала обозначать буквой «С» и не выдумывать. Имеет право. Сейчас она буквы знает. Кстати, учили мы их  тоже по этой методике. А вот, если вашему чаду ещё буквы непонятны – надо будет нарисовать что-нибудь. Например: девочка С конфеткой, а мальчик С самокатом.

«Ними». Ага, вот и оно. То, о чём я говорила. В предыдущем квадратике у нас «Теми», а тут «Ними». Мы изобразили так. Нам этого достаточно, мы запомнили. По крайней мере, пока не встретился ещё пяток других вариантов.

Решил Поиграть

Как быстро выучить стих

И снова слова у нас в квадратике – два. Первое – «решил». Кто-то решил пример. Всё просто и ясно. Поиграть у Марины выглядело вот так. Тоже вроде бы обычная себе такая ассоциация.

На этом наш листочек и наше четверостишие закончились.

В заключение о методике запоминания

Что ещё можно сказать по поводу этой методики.

Сказать по правде, наши рабочие материалы никогда не выглядели так красочно и детально. Это, как правило, был листочек и накаляканные на нём, только нами различимые, крокозябрики.

Не смотря на это, — они всегда нас весьма достойно выручали. И посему, мы можем ими смело гордиться.

Вот, привожу, к примеру, кусочек нашего древнего, случайно обнаруженного, листочка со стишком Сергея Михалкова «Мой щенок».

Как быстро выучить стих

Здесь, обратите внимание не только на стиль исполнения, но и на то, что уровень детализации – строка. Первая картинка — ассоциация к «Я сегодня сбилась с ног».

Так что – не рекомендую особо усердствовать. Вы же хотите выучить быстро? Делайте поправки только на ваши индивидуальные особенности.

Открою, пожалуй, небольшую тайну. Такую методику можно использовать не только детям и не только в стихах. И не только на листочке. К примеру, вы можете ассоциировать части своего текста с какими-то предметами, которые в момент вашего пересказа вы будете видеть.

Одним словом – методика универсальна. Подходит для любого возраста и случая. Главное в этом деле – наличие фантазии и хорошего настроения. И тогда — всё выучится!»

Комментарий автора блога:

Ирина, спасибо за уникальную методику запоминания. И творчество, и развитие речи в одном флаконе. Методика  запоминания проста в применении, а Ваш пример доходчиво иллюстрирует как быстро выучить стих. И стихотворение — доброе, летнее, очень понравилась и концовка стихотворения. А какие рисунки красочные!

P.S.: У Ирины на сайте собрана коллекция стихов как для малышей, так и для ребятишек постарше, скороговорки, любопытные чепушинки собственного сочинения и многое другое! Многие стихи можно использовать в совместных играх с малышами.

Всем отличных выходных!

Комментарии к записи "Как быстро выучить стих. Методика запоминания"

  • Ирина 16.08.2015, 15:35 Ответить

    Спасибо, Анастасия, за тёплые слова! Очень радостно получать такие отзывы!

    • Анастасия 17.08.2015, 14:23

      Вам Ирина, спасибо за отличную статью!

  • Дмитрий 19.08.2015, 14:23 Ответить

    Вариант с рисунками для детей думаю будет неплохим вариантом. Зрительные образы в голове всё-такие сильнее «оседают».

  • Елена Назаренко 19.08.2015, 16:26 Ответить

    Спасибо огромное! Так гениально и просто!

  • Юлия (moreidey.ru) 19.08.2015, 22:25 Ответить

    Прекрасная методика и замечательные рисунки! У нас ассоциативный метод тоже при запоминании стихов использовался, только не так подробно проиллюстрированный : )

    • Анастасия 20.08.2015, 17:16

      А нам пока метод вновиночку. Но со временем будем активно им пользоваться.

  • Ирэна 25.08.2015, 10:45 Ответить

    Мы так с сыном учим английский ))) Метод — работает!

    • Анастасия 25.08.2015, 13:19

      Здорово как! Отличная идея и иностранные языки с помощью этого метода учить.

  • Бабочка Яночка 24.10.2015, 09:27 Ответить

    О! Вот такое дело мне нравится ооочень! Здорово. Спасибо. Надо запомнить на будущее. Дала ссылки в Гугль+ (правда, там вы на своей странице не очень активны, а зря — оттуда приходят читатели в большом количестве) и Фейсбук.

    • Анастасия 24.10.2015, 15:20

      Спасибо за комментарий) И полезное замечание, учту)

Оставить комментарий