Как не навредить учебой?

9362 Просмотров 5 комментариев

Последнее время все чаще и чаще задумываюсь над вопросом «Как не навредить ребенку учебой?«. На данном этапе развития (1 год и 4 месяца) мне более или менее все понятно: если обучение, то в игре, если карточки по Шичида, то под настроение. Ну а вот не столь отдаленное будущее, когда придет время отдать ребенка в какую-нибудь секцию или кружок, вызывает больше вопросов, тем более, когда у самой есть не самый удачный опыт (уверена, что такой опыт есть не только у меня) …

В 6 лет, как и положено для нашей семьи, меня отдали в музыкальную школу. На первых порах мне это было даже интересно. Первый год шла «круглой» отличницей, старательно проигрывала гаммы, участвовала в концертах.  Потом все чаще и чаще домашние подмечали, что «слуха-то у нее нет», эту же волну подхватил и мой педагог, отметив, что «играю я умом». Именно поэтому каждый настаивал, на том что я обязательно должна кончить 7 классов музыкальной школы (кто не знает, в музыкальной школе можно отучиться и 5 лет, и выйти оттуда с аттестатом). Таким образом, до 5 класса я «тянула» и вылезала в хорошистки. Затем замкнулась (что совсем даже не удивительно): когда на сольфеджио меня просили спеть, я отказывалась. Отказывалась сначала петь, затем вообще каким-либо образом участвовать в занятиях на уроке. Педагог рыдала в прямом смысле слова, от безысходности. Она не знала как, да и не пыталась стимулировать мою активность. А я (сейчас уже осознаю) не понимала, почему я должна позорить себя, петь (когда «слуха нет»), играть (когда «игра посредственна»). Исход печальной истории был очевиден. Я дотянула до 7 класса, и не дожидаясь аттестата, ушла из школы с нескрываемой ненавистью к игре на фортепиано.  Когда родилась дочка, и я перечитала приличное количество литературы по раннему развитию и воспитанию ребенка, поняла, что все можно было повернуть в ином русле (с более позитивным исходом):

Во-первых, ребенку интересно до тех пор, пока есть стимулы развиваться в заданном направлении. Здесь речь не идет о конфетках или игрушках как подкуп за разученную сонату. Ну, например, мне не интересны были гаммы, когда дома постоянно крутили пластинки Шаинского. Почему бы не разобрать мелодию, которая интересна ребенку? Неужели от этого я бы хуже играла?  Или Вы мне скажите, что Бетховен тоже начинал с гамм? А если и не стояла цель вырастить великого композитора?

Во-вторых, принуждение — враг любого начинания. Кто не читал, прочтите обязательно «После трех уже поздно», где автор рассказывает о замечательном японском учителе игре на скрипке Судзуке, у которого даже самый «безнадежный» ученик мог через пару месяцев поразить окружающих великолепной игрой на скрипке. А методика проста. У него был зал, в котором он учил старших ребят игре на скрипке. Новые ученики первые дни, даже месяцы, могли просто играть в игрушки и наблюдать за другими. Когда же у них просыпался интерес, учитель с радостью шел им на встречу, помогая овладеть новым инструментом. Грустно только, что на моем пути такие учителя не встречались, да и откровенно говоря, в нашем городе о таких не слышала.

В-третьих, ребенок хочет быть особенным для своих родителей. Может быть, я вслух и озвучила очевидный факт, но дети ужасно нуждаются в ласке и одобрении родителей. У меня замечательные родители, и они не раз подмечали, что мне удавалась лепка, бисероплетение и другие виды творчества, точные и гуманитарные науки, что и обусловило мою хорошую успеваемость в школе при практически нулевых усилиях над собой. Но ни разу я не была удостоена похвалой за игру на пианино.

В-четвертых, ребенок — личность со своими планами и желаниями. Как ни парадоксально это звучит — да, у него на каждый день есть свои планы. Может быть, они Вам кажутся глупыми: поиграть в мяч на улице, посмотреть мультфильм, почитать книжку, встретиться с друзьями и т.д. и т.п., но они есть. И не считаться с ними нельзя. Нужно учиться договариваться со своим ребенком, и подстраивать «свои собственные планы» по, допустим, игре на фортепиано, под его собственные. Вы сами удивитесь с какой радостью ребенок будет мчаться проигрывать одну и ту же мелодию в сотый раз.

Таким образом, я вывела для себя 4 принципа на пути к развитию ребенка и построению гармоничных отношений между ребенком и родителями. А у Вас есть принципы, которым Вы придерживаетесь в воспитании ребенка? Было бы интересно послушать и про Ваш опыт.

Отличного дня,

Настя.

Комментарии к записи "Как не навредить учебой?"

  • Nika 07.05.2015, 18:04 Ответить

    Ох, Анастасия, сама в таких же мыслях сейчас варюсь. И «После трёх уже поздно» и «Детство наспех» прочитаны, а 100%-ной ясности в голове нет. Саму меня только на танцы водили, и то: у меня получалось и я сама этого хотела. А вот о музыкальных школах неоднократно слышала, что нехотя их заканчивают, а потом своих детей с радостью туда же ведут, дескать: я же училась, и ничего, человеком выросла, дисциплина всё-таки. Не знаю, зачем насиловать ребёнка, если собственные воспоминания негативные.

    • Анастасия 08.05.2015, 16:03

      Да, да, насущный вопрос. Вроде бы и хочется ребенку дать побольше, а с другой стороны, не хочется насильно тащить. В любом случае, пробовать будем многое, а останемся там, где увижу интерес и отличного педагога.

  • lbashtannik 20.05.2015, 13:07 Ответить

    Мне это так всё близко, даже представляете)) И абсолютно со всем согласна)) у меня статья есть «стоит ли ребёнку заниматься музыкой», что-то есть общее между нашими текстами) ссылку не ставлю сюда, не знаю можно ли..

    • Анастасия 20.05.2015, 20:33

      Конечно, можно. Будет интересно почитать.

  • Наталия Кушнирская 16.08.2015, 14:57 Ответить

    Чему бы ни учили ребенка, нужен хороший педагог! Он заинтересует, найдет подход.
    Не стоит раньше времени в группы со старшими детьми отдавать ребенка учиться, так как требования и методика там будут не соответствовать возрастным возможностям ребенка. Бывает, что в чем-то ребенок опережает своих сверстников, но — не во всем! Может не хватать усидчивости или еще чего-то. При этом хороши индивидуальные занятия. Важно не лишить ребенка детства! У него ведь впереди еще 10 лет учебы в школе и 5 лет — в институте!
    У меня с дочкой был отрицательный результат на занятиях по художественной гимнастике. Там не нужна была усидчивость. Но на занятиях была такая «муштра», такая общая физическая нагрузка, что через 2 месяца занятий дочка категорически запротестовала. Не помогла ее естественная прекрасная гибкость. Она сказала: «Там дурно!» (В свои 5 с половиной лет она не смогла более выразительно описать свои ощущения).

Оставить комментарий