Песок — уникальный материал, который обладает свойством пропускать воду. Именно поэтому, парапсихологи считают, что песок поглощает негативную энергетику, очищает энергетическое поле, стабилизирует эмоциональное состояние. Для малышей игры с песком это и развитие речи, моторики, тактильно-кинестетических ощущений, и приятное времяпровождение.

В какие игры с песком можно поиграть с малышами?

1. Знакомство с песком:

— пересыпать песочек из одной руки в другую, комментируя свои ощущения.

сыпать песочек на ручки, ножки ребенка.

— потрогать песочек тыльной и лицевой стороной ладошекИграя с детьми следует комментировать свои ощущения, дотрагиваясь до песка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» предлагает следующие формулировки: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?», затем она предлагает перевернуть ручки: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Разумеется вопросы задаются уже более взрослым деткам, способным дать ответ на вопрос.

 проделать на песке волнообразные и зигзагообразные движения ладошками, имитируя движения змейки, трактора, машинки и т.д. Юлия Шимонович предлагает вот такие варианты игр: «Идут медвежата» (кулачками и ладошками надавливаем на песок), «Прыгают зайчики» (кончиками пальцев ударяем по поверхности песка), «Ползут змейки» ( расслабленными (или напряженными) пальцами рук делаем поверхность  песка волнистой), «Бегут жучки — паучки» (двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых).

познакомить ребенка с мокрым и сухим песком, проделать отверстия в мокром и сухом песочке.

— пересыпать песочек из одной емкости в другую;

— просеивать песок через сито (как вариант можно искать сокровища (монетки или крашенные камешки).

— сыпать песочек через воронку.

— делать горки, лабиринты, куличики, заборчики (двумя ручками соединяем песок), копать ямки, строить замки, домики для фигурок, железные дороги (с помощью веточек), мосты.

— делать дорожки и просить малыша пройтись по дорожке пальчиками (как вариант — пройтись от одного домика к другому, сходить в гости одним персонажем к другому). С более старшими детьми дорожку можно выложить веточками или камушками по следующему принципу: «Положи два камешка вверх, три — влево и т.д.).

2. «По кочкам…»

Делаем ровную дорожку с ямками, берем небольшую игрушку и с соответствующими движениями проговариваем одну из следующих потешек:

***
Едем-едем на лошадке,
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав
(собачек затем заменяем на котят, утят, цыплят, телят, овечек, козлят, лягушат)
***
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!
***
Ехал, ехал пан-пан
По камушкам сам-сам,
Наехал на кочки,
Поехал по кочкам,
Прыг-скок, прыг-скок
Бух, в ямку провалился!
***
По кочкам, по кочкам
По маленьким дорожкам,
В ямку бух,
А там петух
***
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами
В ямку бух!

3. Песочные следы:

оставить отпечатки ручек, локтей, пальчиков, создать всевозможные причудливые узоры (а затем найти их сходство с окружающим миром).

— игра «Шепталки-кричалки-молчалки» (автор Швецова И.В.). Сделать три отпечатка ручки. Каждую украсить предметами трех цветов: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

познакомить каждый пальчик с песком (оставить отпечаток большим пальчиком, затем —  указательным, средним и т.д. Задействовать сначала левую, затем правую ручку).

— теперь оставить следы парой пальчиков, затем двумя, тремя, четырьмя и пятью (придумать вместе с ребенком, чьи следы получились).

4. Поиск в песке:

— поиск ручек, закопанных в песке. Задача — откопать ручки, сдувая песчинки, тихонько шевеля пальчиками.

«сапер». Один игрок закапывает ручку («мину»), задача другого откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

поиск закопанных игрушек. Чтобы создать интригу, можно часть игрушки оставить незакопанной, а ребенок попытается угадать, что же там спрятано.

— поиск заламинированных картинок.

поиск отличий. Ребенок рисует картину, затем отворачивается, взрослый дорисовывает элементы, а ребенок старается найти, какой элемент был добавлен к первоначальному рисунку.

5. Рисунки на песке:

— рисунки животных, птиц, насекомых, людей и прочее.

— дорисовки (задача малыша дорисовать лучики солнышку, веточки деревцу и т.д.).

обрисовка собственной тени.

закрашивание рисунка с помощью камешек, веточек, листочков и пр.

6. Знакомство с буквами:

Изображение букв на песке. Буквы можно нарисовать, либо выложить их на песке с помощью шишек, палочек, камешков.

Сказочный мир буквы. Эта игра на развитие фонематического слуха (о фонематическом слухе можно почитать здесь). И игра требует небольшой подготовки родителей, а заключается она в том, что родители создают на песке мир-сказку, посвященный, например, букве А (готовят фигурки на букву А, либо рисуют, лепят и т.д. Суть в том, чтобы «мир буквы А» состоял преимущественно из слов, начинающихся на данную букву).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в качестве примера дает такое стихотворение:

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А,
В реке плещутся А-кулы,
А-исты в садах живут,
А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
В чьих названьях — А.
Смелей.

7. Сказочный мир слогов. Игра аналогична предыдущей, только своей целью преследует — обучение чтению. Например, жили два гномика: гномик «О» и гномик «С». Гномики умели произносить только свои имена, а когда они встречались и обменивались рукопожатиями, каждый из них произносил «С-о» и «О-с» и т.д. Можно ввести любое количество гномиков.

Аналогично строятся и последующие игры:

8. Знакомство с окружающим миром (животными, насекомыми, лесами, полем, реками, озерами, морями, островами, профессиями и т.д.).

9. Знакомство с другими странами. Моделируем «живую» картинку на песке с помощью подручных средств и бросового материала.

10. Фантастические игры (знакомство с марсианами, персонажами книг, мультфильмов, инсценирование сказок, выращивание сада или огорода и прочее).

11. Исторические игры.

12. Знакомство с родным городом.

В качестве дополнения к играм в песочнице можно порисовать на песке и вот таким нехитрым способом.

Отличного настроения и яркого лета!