Очень важно у малышей развивать фонематический слух (то есть учить ребенка «слышать»), который позволяет сначала различать и узнавать звуки речи, а затем и служит основой для развития навыков чтения. Так, если у ребенка не достаточно развит фонематический слух, то он произносит вместо слова рыба-лыба и т.д. Ну и далее возникнут проблемы с уяснением знаков препинания, а также чтением стихов. Необходимо стараться научить ребенка рассказывать о том, что он делает. И здесь помогут ребусы, лото, книжки-картинки и т.д. Это, конечно, касается ребятишек постарше, а как можно развивать фонематический слух у малышей?

Думаю, что даже если Вы не поклонники раннего обучения чтению, стоит ребенка познакомить с буквами, точнее со звуками, схожими по звучанию: Б-В, Ж-Ш, а также различать близкие по звучанию слова. В книге Смирновой Е.О. «Воспитание малыша в семье от рождения до трех» предлагается следующее упражнение на развитие фонематического слуха:

Взрослый садится за стол напротив ребенка, в руках у него две игрушки — кукла Шура и кошка Мура. Игрушки прячутся за стол. После того как взрослый говорит слово «Шура», с левой стороны стола появляется кукла и разговаривает с малышом, а потом прячется. После слова «Мура» с правой стороны появляется кошка, которая тоже обращается к ребенку, мяукает и исчезает. Через несколько таких появлений малыш уже знает, что Мура появляется справа, а Шура — слева, и после соответствующих слов, если он их, конечно, различает, сразу поворачивает голову в нужную сторону и ждет появления игрушки. Такие игры очень нравятся детям, и скоро они начинают сами звать героев по имени.

А я же хочу рассказать об игре, которая направлена развитие как фонематического слуха, так и сенсорных, тактильных ощущений — вот такое своеобразное сенсорно-звуковое лото:

DSC_0439

1. Я сделала 4 коробочки с помощью раскладки квадрата, которую скачать можно здесь, Коробочки наполнила разными крупами (у меня гречка, горох, макароны, рис)

2. Вырезала 8 квадратов больших по размеру получившихся коробочек на 3 см, а внутри четырех квадратов прорезала квадратные отверстия для коробочек.

3. Затем наклеила 4 полных квадрата на 4 квадрата с отверстиями, а сверху 4 -х квадратов с отверстиями приклеила крупы.

Думаю, задача в игре понятна — на слух определить к какому квадрату какая коробочка относится и соответственно распределить эти коробочки:

DSC_0440

Ну а я на всякий случай подписала коробочки и заклеила их красной клейкой лентой, чтобы не бросались в глаза:

DSC_0443

И провела тест на домашних))) Мой же ребенок пока ходит и с удовольствием трясет коробочками. А я по-тихонечку знакомлю ее с правилами игры)