Психологические особенности детей в раннем дошкольном возрасте характеризуются значительным разнообразием. Начинает складываться их «взрослая» собственная личность, формируются индивидуально-типологические особенности, формируются определенные эмоционально-волевые, личностные и социально-коммуникативные качества.
Знакомство с птицами / развитие / дети – это не просто история о влиянии природы на психологическое развитие детей. Это история о воспитании детей, когда родители стараются понять их потребности, желания, а также то, как они воспринимают мир.
В основу содержания развития детей положена концепция Д.Б. Эльконина-В.В Давыдова об онтогенезе и психологических особенностях дошкольного возраста как периода детства и как «возраста» развития личности ребенка, выделены ведущие психологические новообразования и типологии дошкольного возраста.
В результате сложилась целостная картина психологических особенностей воспитания детей в детстве. Представлены психологические особенности общения ребенка с взрослым, особенности понимания им ребенка как личности и развития у него своего собственного «Я».
В основе эмоциональной сферы детей раннего возраста лежат врожденные механизмы. С их помощью ребенок познает окружающий мир, взаимодействуя с другими людьми, учится понимать свое отношение к ним. В первые годы жизни эмоциональное состояние находится под сильным влиянием вегетативных механизмов.
Более трех с половиной лет ребенок воспринимает мир как объект. В его поведении формируется стремление к познанию. По его реакции можно судить о настроении, реакции на внешние раздражители. В это время отмечается начало самостоятельного, целенаправленного поведения: ребенок может отталкивать игрушку, если с ней что-то не в порядке.
В этом возрасте малыш может самостоятельно передвигаться (за исключением находящихся на высоких стульях), сидеть, подолгу смотреть на окружающие предметы, дотрагиваться до них. Неприятные чувства (страх, тревога, злость) у ребенка возникают только в том случае, если он испытывает дефицит общения с ними.
На первом году жизни преобладают непроизвольные чувства, импульсивные реакции. Эмоции маленького ребенка — это прежде всего взрыв эмоций. Из-за психического безразличия (которое переживается им как самоцель) он неспособен контролировать свои проявления (бесшумно плакать, отказываться от пищи, плакать в одиночестве). Это приводит к тому, что дети агрессивны и агрессивные дети начинают пользоваться своим физическим превосходством.
Родители должны помнить, что ребенок дошкольного возраста в силу своего возраста еще не в состоянии понять, за что его критикуют. Настаивать на своем, когда ребенок делает что-либо не так, — нормальное явление, и лишь в том возрасте, когда возникает потребность понять, что нельзя поступать именно так, малыш может столкнуться с трудностями.
Однако в целом дети 5—6 лет представляют собой коммуникативную и познавательную модели, обеспечивающие успешное развитие ребенка в школьном возрасте. Поддержка родителями позитивного эмоционального состояния ребенка способствует росту уверенности в себе и доверия к людям.
Ребенку присуща и игровая деятельность как один из способов выражения отношения к окружающему миру, к самому себе. В раннем возрасте ребенок не знает смысла слов, поэтому не может выразить свои чувства и переживания вербально, но он тонко чувствует эмоциональные оттенки поступков и действий.
Осмысленные действия, в свою очередь, помогают ему понять, насколько близки и важны для него вещи и события. Ребенок интуитивно связывает свои поступки с эмоциями и переживаниями, и эти связи оказывают влияние на его поведение и помогают в первую очередь устранить дефицит эмоций.